Образовательные стандарты и требования

О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах

Требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС) являются обязательными и направлены на то, чтобы урегулировать отношения, которые возникают при воплощении в жизнь программных положений дошкольного образования. Использовать ФГОС могут как детские сады, государственные и частные, так и родители, чьи дети находятся на семейном обучении. Стандарт ФГОС дошкольного образования предусматривает не только детские потребности в соответствии с возрастной спецификой, но и индивидуальные запросы, связанные с особенностями развития и ограничениями по состоянию здоровья.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования учитывает:

  • Самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека
  • Социокультурное разнообразие детства
  • Возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей
  • Потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка

ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Минобразования №1155 от 17.10.2013г.   Вступил в силу с 01.01.2014г.

Стандарт — минимальная система требований, которую нужно обеспечить, минимальный уровень, которому надо соответствовать.

Стандарт дошкольного образования – это характеристика минимума условий, при которых те или иные достижения становятся возможными.

Стандарт:

  1. Продвигает ценность развивающего образования (вариативность, выбор, преемственность, основанная на законах возраста);
  2. Призван обеспечить развивающий характер ДО в дошкольных организациях (учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка);
  3. Закладывает основы проекта системы развивающего дошкольного образования.

В стандарте:

  1. Предложен современный механизм нормативного финансирования дошкольного образования по условиям;
  2. Нормированы условия, по которым формируется норматив финансирования;
  3. Финансируется все время реализации Программы (все время пребывания в Организации);
  4. Учитывает особенности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Стандарт не является основанием для:

  1. Оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся;
  2. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

     При разработке стандарта учтены:

  1. Особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  2. Возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.

Предметом регулирования стандарта являются отношения, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Стандарт утверждает основные принципы:

  1. Поддержки разнообразия детства;
  2. Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека;
  3. Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
  4. Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  5. Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающем миром;
  6. Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
  8. Учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Стандарт преследует следующие цели:

  1. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  2. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
  3. Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

      Стандарт решает задачи:

  1. Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
  2. Сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
  3. Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
  4. Формирования социокультурной среды

В стандарте:

  1. Предложен современный механизм нормативного финансирования дошкольного образования по условиям;
  2. Нормированы условия, по которым формируется норматив финансирования;
  3. Финансируется все время реализации Программы (все время пребывания в Организации);
  4. Учитывает особенности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Очень четко прописаны требования к развивающей предметно – пространственной среде. Предлагается развивающая предметно – пространственная среда, которая должна обеспечивать:

  1. Реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
  2. В случае организации инклюзивного образования необходимы для него условия;
  3. Учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie